Роза Каримова



Розия Каримова


1916-2011

Народная артистка Узбекистана

Розия Зариф-кызы Каримова – узбекская артистка балета, исполнительница узбекских народных танцев, балетмейстер, певица, педагог, искусствовед, знаток и основоположник теории узбекского танца.
Народная артистка Узбекистана, кавалер орденов. Автор 17 книг и учебных пособий по истории и теории узбекского танца.
Розия Каримова родилась в 1916 году в г.Казани в семье купца. К сожалению, Розия и ее старшая сестра Сара рано осиротели и воспитывались у бабушки. Затем, волею судеб, обе девочки приехали в Узбекистан,
в Ферганскую долину, а Розия была принята в детский дом г.Маргилана.
Девочка с детства любила петь и танцевать, активно участвовала в школьной художественной самодеятельности. Там ее впервые и увидела Мукаррама Тургунбаева (впоследствии создатель и руководитель прославленного ансамбля танца «Бахор»), которая стала для Розии на всю жизнь наставницей и старшей подругой.
В 20-е годы прошлого столетия в Средней Азии, несмотря на развернувшуюся борьбу за раскрепощение женщины-мусульманки, все еще очень мало было женщин-актрис, поэтому Розие нелегко далось решение посвятить себя искусству.
В 1930 году Розия поступает учиться во вновь созданную театральную студию под руководством Мухитдина Кари-Якубова при Узбекском государственном музыкально-драматическом театре (Самарканд) и скоро становится солисткой этого театра. Начиная с этого времени исполняла лирические и героические танцы и играла драматические роли на сцене: Азадхон («Ичкарида» Яшена и Мухамедова, 1932), Анархон
(«Товарищ» Яшена, 1930), Асаль («Гульсара» Яшена, муз. Джалилова, 1935), Асия («Аршин мал алан»).
Здесь она занимается классическим танцем у Александра Бена, Уста Алима Камилова. В студии преподавали такие прославленные мастера : Юсуфжон Кизик Шанаржонов, Гавхар Рахимова, Муставвакил Бурхонов, Камил Яшен, Тамара Ханум. Таким образом, Розия получила очень основательное по меркам того времени музыкальное и хореографическое образование и была зачислена в танцевальную труппу Узбекского музыкального театра.
После этого, в период 1934-1949 годов в Ташкентском музыкальном театре, а с 1949 по 1953 год - в театре оперы и балета имени А. Навои исполняла главные партии Гуляндом (Е. Брусиловский, «Гуляндом», 1940 г.), Ак-беляк (С. Василенко, «Ак-беляк», 1943 г.), Фраскита (Ж. Бизе «Кармен»), Кумыш-ой («Буран» Ашрафи и Василенко). В таких оперных произведениях как «Товарищи», «Буран», «Гулсара», «Улугбек», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун» поставила и искусно исполнила сольные танцы.
Там началась долгая и поистине блистательная творческая деятельность Розии Каримовой. Выросшая в Маргилане, в самой глубинке Узбекистана, под руководством наставников, Розия в совершенстве овладела и постоянно оттачивала технические приемы и пластику чисто узбекского танца.
В составе труппы театра она гастролирует по Узбекистану, участвует по всех значимых концертах: по случаю завершения строительства Большого Ферганского канала; Фархадской ГЭС и т.д. Её приглашают участвовать в торжественных мероприятиях по случаю государственных праздников, памятных дат и т.д.
Розия в составе группы артистов представляла узбекское танцевальное искусство в Москве (1937г.) на Декаде узбекской литературы и искусства. Её танцам на сцене Большого театра аплодировал И.Сталин.
Высокая музыкальная культура, отточенность и филигранность каждого элемента, каждого жеста, знание стилистики движения узбекских танцев каждого региона Узбекистана, в сочетании с ослепительной внешностью и женственностью вызывало восхищение зрителей, и будучи совсем еще молодой Розия Каримова вошла в плеяду самых замечательных, самых прославленных танцовщиц, таких как Мукаррама Тургунбаева, Халима Рахимова, Гавхар Петросова, Марьям Якубова, Тамара Ханум.
Благодаря их творчеству, в 30-е годы – узбекский фольклорный танец приобрел черты сценичности. Их деятельность, их творческие поиски имеют значение для поднятия престижа танцевального искусства на концертных подмостках. Пожалуй, впервые тогда широкая общественность стала относиться к нетеатральному танцу как к серьезному искусству. Это уважение проявлялось не только в огромном внимании зрителей
и центральной прессы, широко освещавшей гастроли, но и в предоставлении танцовщикам лучших сценических площадок в Узбекистане и за рубежом.
Исполнение балетных партий отличается драматической выразительностью, сочетанием приемов узбекского народного танца с пантомимой. С 40-х гг. Розия Каримова работает как балетмейстер, ставит танцы в спектаклях Узбекского музыкального театра им.Мукими, для эстрады и т.д.
Розия успешно сочетает активную творческую деятельность с семейными обязанностями. У нее любящий муж – Насрулло Охундий – известный поэт и прозаик, в довоенные годы один из руководителей Союза писателей Узбекистана. В 1933 году родился сын Марат (ныне кандидат технических наук, известный ученый). Розия – хозяйка большого хлебосольного дома, где часто гостили известнейшие деятели культуры,
артисты, писатели. Старшая сестра Сара, ставшая редактором газеты «Ленин учкуни («Искра) вместе с супругом, крупным правительственным чиновником тоже всегда были надежной опорой в жизни Розии.
Все творческие и вообще жизненные планы нарушила война.
В Ташкент начали прибывать эшелоны с эвакуированными и раненными. Многие артисты думали, что их деятельность в искусстве закончилась и были готовы выполнять любую другую работу, необходимую на этот момент Родине. Но оказалось, что в суровые военные годы искусство оказывает сильнейшее эмоциональное и идеологическое воздействие на аудиторию, остро нуждающуюся в светлых радостных впечатлениях.
Уже уехала на фронт со своим ансамблем Тамара Ханум. Затем была создана специальная бригада артисток под руководством Гавхар Рахимовой.
И вот во время Великой Отечественной войны, Розия Каримова, в составе артистов из Узбекистана выступала с концертами в госпиталях и перед бойцами Красной Армии, сначала в госпиталях Ташкента, Ургенча, Бухары, а затем на фронтах, в том числе и на Северо-западном фронте. Сценической площадкой был утоптанный кусочек земли или кузов полуторки, но неизменно появление артистов, да еще в национальной одежде, их песни и танцы, вызывали воодушевление и имели необыкновенный успех. Военная пора дала новый толчок развитию искусства и в частности искусства танца, подсказав новые формы их воплощения.
Для артистической группы, куда входила Розия Каримова, в концертах на фронте главной программной песней стала песня «Вперёд», написанная композитором Пулатжоном Рахимовым на стихи супруза Розии – Насрулло Охундий.
В 1943 году в составе группы мастеров Узбекистана участвовала в торжественном концерте перед главами стран антигитлеровской коалиции Ф.Рузвельтом, У.Черчилем и И.Сталиным, другими участниками конференции в Тегеране. Был дан еще ряд концертов с участием узбекских артистов.
После войны Розия продолжида свою творческую деятельность на сцене Узбекского государственного театра оперы и балета им.А.Навои.
Еще в годы ученичества у нее выявились разносторонние дарования. В равной степени у неё оказались способности и к характерному, и к классическому танцу, кроме того, у нее обнаружился незаурядный певческий талант.
В результате освоения и детального изучения многообразия танцевального фольклора Узбекистана, основываясь на собственный богатый исполнительский опыт Розия начинает всерьез задумываться о необходимости создания специальной теории сценической интерпретации народного танца, с целью его сохранения, как предмета культурного наследия, с одной стороны, а с другой с целью возможности использования его элементов в более крупных театральных постановках.
Одновременно возникает необходимость пересмотра программ подготовки танцовщиков в хореографических училищах и других учебных заведениях с тем, чтобы приблизить преподавание характерных танцев к подлинным источникам народной узбекской хореографии. С этой целью она с 1932 года начинает преподавать народные узбекские танцы в Ташкентском хореографическом училище. В 1935-1960 годы, работая балетмейстером и одновременно солисткой Узбекского Государственного музыкального театра драмы и комедии имени Мукими, ставит и мастерски исполняет танцы в таких спектаклях как «Нурхон», «Равшан и Зулхумор», «Тахир и Зухра», «Офтобхон», «Ок нилюфар», «Зафар» и другие.
Розия Каримова не только талантливая танцовщица, она ещё и искусный педагог, и исследователь теоретических и практических основ танцевального искусства.
До сего времени узбекский танец существовал лишь в памяти его исполнителей и зрителей. Розия первая отважилась и воплотила в жизнь свою идею создания полноценных учебников. Она впервые в истории зафиксировала узбекский танец, как хореографическое произведение, описала, обозначила и создала уникальную систему движений, позиций, жестов. Привела сведения об особенностях хореографии и исполнительского мастерства, о приметах костюма, оформления номера, о музыкальном материале.
С 1964г. ведет научно – исследовательскую работу по искусству узбекского танца продолжила в качестве научного сотрудника в Институте искусствознания имени Хамзы – ныне Институт искусствознания Академии
наук Узбекистана. Розия Каримова занималась систематизацией и научным обобщением основных положений, движений, ритмов узбекского народного танца. В узбекском народном танце есть три школы: Ферганская, Хорезмская, Бухарская. В каждой из них огромное значение имеет стать танцовщицы, то, что в теории хореографии называют “постановкой корпуса”, “направлением мускульных сил”. У каждой школы и своя одежда. Опираясь на богатейший опыт мастеров танцевального стиля, Р. Каримова подготовила учебные пособия «Ферганский танец» (1973), «Хорезмский танец» (1975), «Бухарский танец» (1977), а также
книги «Танцы ансамбля «Ба-хор», «Дойра зарбларига машгулот» («Занятия по удару на бубне»), «Танцы Узбекистана», «Танцы Рабии Атаджановой».
   
Труды Розии Каримовой получили самые положительные отзывы и рецензии от именитых танцовщиков и театроведов Узбекистана, и на протяжении уже нескольких десятилетий являются настольными книгами
для педагогов и студентов, будущих танцоров.
Правительство Узбекистана высоко оценило заслуги Розии Каримовой. Её выдающийся вклад в развитие теории отечественного хореографического искусства узбекского танца. В годы Независимости Узбекистана, Розия Каримова получила звание Народной артистки Узбекистана, медаль «Эль-юрт хурмати», ученую степень почетного доктора искусствоведения.

Под руководством Розии Каримовой учились много ярких дарований, которые сами уже удостоены почетных артистических званий и правительственных наград.. Своим наставником считают Розию Каримову Бернара Кариева, Раъно Низамова, Ибрагим Юсупов, Дилафруз Джаббарова, Шокир Ахмедов, Дильбар Абдуллаева, Карима Узокова, Сивилья Тангуриева, Кадыр Муминов.
Сегодня многие последовательницы Тамары Ханум, Мукаррамы Тургунбаевой, Розии Каримовой вносят свой вклад в развитие искусства танца. Они плодотворно работают в театре танца “Офарин”, в танцевальных коллективах “Сабо”, “Узбегим юлдузлари”, “Узбегим ёшлари” и других.
Розия Каримова подчеркивала, что величайшая ценность – это мир на земле, это семья, близкие и родные люди, это любовь к Родине.

Награды и звания:
Заслуженная артистка Узбекской ССР (1942)
Народная артистка Узбекской ССР (1950)
Лауреат Государственной премии Узбекской ССР имени Хамзы Хакимзаде
Лауреат Государственной премии имени Мукаррам Тургунбаевой
Доктора искусствоведения
Народная артистка Узбекистана
Орден «Эл-юрт Хурмати» («Уважаемому народом и Родиной»)

Ушла из жизни 15 марта 2011 года. Похоронена на кладбище Минор в Ташкенте.

Последнее обновление: 10 февраля 2021 г., 11:19

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International