Талгат Нигматуллин


Нигматуллин Талгат Кадырович

05.03.1949 — 11.02.1985
 

Талгат Нигматулин родился 5 марта 1949 года в киргизком городке Кызыл-Кие. Его отец был татарином, а мать - узбечкой. Отец Талгата был шахтером. Он трагически погиб, когда мальчику не было и двух лет. Семья жила бедно. Талгат начал зарабатывать, будучи подростком - работал на сахарозаводе, в сапожной мастерской. Матери, директору местной школы, трудно было одной тянуть двух сыновей, и Талгата определили в детдом.
Рос он замкнутым, нелюдимым и застенчивым. Очень плохо говорил по-русски. Позже Талгат рассказывал, как учился русскому языку - переписал два тома «Войны и мира».
Здоровье у мальчика было слабое, в раннем детстве он переболел рахитом. Однажды в пионерском лагере симпатичная девочка отказалась танцевать с кривоногим сверстником. Обиженный Талгат убежал далеко в степь, чтобы никто не видел его слез. Тогда он поклялся сделать свое тело красивым. С тех пор начались его занятия спортом, а позднее - восточными единоборствами, продолжавшиеся всю жизнь. Талгат Нигматулин сдержал свое слово: из слабого, болезненного мальчика он превратился в красивого и сильного мужчину.


Как личность - Талгат Нигматулин сформировался под влиянием своего таланта и огромной жажды творчества. Еще мальчиком писал он стихи, ходил в драматический кружок, занимался бальными танцами, потом заинтересовался еще секцией легкой атлетики, увлекся борьбой. Самой же большой его мечтой было - стать кинорежиссером.
После окончания школы он отправился в Москву поступать во ВГИК. Но во ВГИК Талгата Нигматулина приняли не сразу. После первой неудачи Талгат не захотел уезжать из Москвы и поступил в училище циркового и эстрадного искусства, куда его взяли охотно. Учась в цирковом училище, Талгат серьезно увлекся борьбой. Стал чемпионом Узбекистана, занимал почетное шестое место в чемпионате СССР.
Он обладал колоритной внешностью и несомненным талантом, и его заметили на «Мосфильме», предложив в 1967 году роль белогвардейского офицера в фильме «Баллада о комиссаре». Когда он читал сценарий, думал, что ничего не получится, очень нервничал. Но ему помогла Галина Польских, и роль стала вырисовываться.
Вспоминает кинорежиссер Алишер Хамдамов: «Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в черных лакированных перчатках настолько удался Талгату, что в последствии за ним закрепилось амплуа актера, играющего негодяев. А он всю жизнь мечтал о другом...»
В 1968 году Талгата приняли во ВГИК, в актерскую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вместе с ним учились Николай Еременко, Вадим Спиридонов, Наталья Аринбосарова, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова. За годы учебы он полностью избавился от акцента и из угловатого провинциала превратился в лощеного восточного красавца с аристократическими манерами. Талгат прекрасно одевался и писал стихи, подражая Пушкину. Позже он начал заниматься прозой.
В это время произошла знаменательная встреча юноши с Юлианом Семеновым. Талгат Нигматулин снимался в фильме «Ночь на 14-й параллели», и автор сценария часто появлялся на площадке, помогая актерам. Они познакомились, и однажды студент, набравшись храбрости, прочитал писателю один из своих рассказов. Он был очень обрадован, когда Юлиан Семенов посоветовал не бросать этого занятия.
В институте Талгата впервые влюбился. Его избранницей стала молодая студентка ВГИКа, ныне заслуженная артистка Украины, Ирина Шевчук. Вот что вспоминает об этом романе, в одном из интервью, сама актриса: «…У нас был большой долгий роман - практически два года неразлучно, а потом... мы встречались и расставались. Он был опытнее меня, а я, наверное, была слишком маленькая. У меня все было только в мечтах, в книжках. Окончательно разошлись еще до окончания института. Для меня это стало тяжелым переживанием...»
Окончив в 1971 году ВГИК, Талгат приехал в Ташкент и стал работать на студии «Узбекфильм». Тогда и появились его роли в фильмах «Седьмая пуля», «Встречи и расставания», «Сказание о Сиявуше».
Все свободное время актер проводил дома и писал. В Ташкенте были опубликованы некоторые рассказы Нигматулина, и даже готовилась к изданию первая книга прозы. Кинодраматург Одельша Агишев, прочитав кое-какие вещи, посоветовал Талгату поступать на высшие сценарные курсы. В тот год курс набирал Жалакявичус. «Этому замечательному режиссеру я многим обязан и в жизни, и в творчестве», - позже в одном из интервью скажет Талгат Нигматулин.
В Ташкете Талгат Нигматулин женится на певице Ларисе Кандаловой. Вскоре в их семье родилась дочь Урсула. Лариса вспоминает: «Меня покорили его внимательность, умение дружить. Но семьянин из него не получился. Мы прожили вместе всего год. Влюбчивость и увлечения Талгата другими женщинами я воспринимала как предательство. В конце концов забрала ребенка и ушла от него. В тот момент он был абсолютно не готов к семейной жизни».
Если первые роли Талгата Нигматуллина были небольшими и незначительными, то постепенно у него начали появляться и хорошие роли. Талгат Нигматулин снялся в четырех десятках картин, одна из них – «Пираты ХХ века», первый советский боевик по сценарию Станислава Говорухина, снятый режиссером Борисом Дуровым.
Талгат Нигматулин попал сначала в команду каратистов, снимавшихся в фильме «Пираты XX века». Он пришел на киностудию имени Горького пробоваться в массовку. Борис Дуров, столкнувшись с Нигматулиным в павильоне, отдал молодому актеру с восточной внешностью роль главного злодея - пирата Салеха по прозвищу Малыш. Талгат тут же поделился новостью с однокурсником по ВГИКу Николаем Еременко и посоветовал ему попробоваться на роль механика Сергея Сергеича - противника Салеха. Еременко был утвержден, и актеры азартно взялись за дело, отказываясь от помощи дублеров и каскадеров.
«Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор. Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным. Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон», - вспоминал Николай Еременко.
Пострадала на съемках и Наталья Харахорина, сыгравшая буфетчицу Машу, заложницу пиратов.
Сцену, в которой Салех избивает Машу палкой, снимали в Коктебеле. После первого дубля стало понятно, что удары понарошку не выглядят убедительными. «Давайте я буду бить ее по-настоящему, — предложил Нигматулин после репетиции. — Ударю вполсилы, но Наташе все равно будет легче сыграть боль». Актриса не возражала — и режиссер дал добро. Но велел, чтобы под одеждой на спине Натальи закрепили подушки. На втором дубле Талгат так вошел в образ, что у Харахориной текли слезы. У нее была в синяках вся спина. Об этом узнал Талгат. В качестве извинения он пригласил девушку в кафе.
— Пришлось мне его утешать, — говорила Хорохорина. — Я понимала, что он разошелся не со зла. Не рассчитал удары. А я ради хорошего результата жаловаться не стала.
— А еще Талгат признался, что я ему нравлюсь, вспоминает Наталья. Я честно сказала, что не могу ответить на его чувства и уважаю его как друга. После этого разговора у нас сложились прекрасные приятельские отношения.
А Талгат в то время состоял в браке с выпускницей ВГИКа Халимой Хасановой, которая увела его у первой жены, солистки группы «Ялла» Ларисы Кандаловой.
— Талгат зверствовал только на экране, за кадром это был добрый, милый, спокойный и дружелюбный человек, — рассказал Георгий Мартиросян, сыгравший Клюева, члена команды корабля «Нежин». — А еще Нигматулин умел гадать по руке и иногда в перерывах между съемками предсказывал будущее кому-нибудь из членов группы.
«Талгат нагадал, что в ближайшие годы в моей жизни будет исправлена жестокая несправедливость, — признавался в свое время Петр Вельяминов. — Я тогда пожал плечами: как можно исправить то, что я перенес в 17 лет? В марте 1943 года меня вместе с отцом, бывшим царским офицером, арестовали по ложному обвинению в участии в антисоветской организации «Возрождение России», приговорили к 10 годам исправительных работ и отправили в лагерь. Талгат не мог этого знать, я никому об этом не рассказывал. Но в 1983 году я получил бумагу о том, что реабилитирован. Вот тогда я и вспомнил предсказание Нигматулина».
Но, все неудобства, связанные со съемкой фильма, сторицей были возмещены оглушительным успехом картины. На просмотрах фильма стояли неизменные очереди, зрители ходили на фильм по многу раз. До сих пор этот фильм является рекордменом посещаемости. ''Пираты XX века" посмотрело 87 600 000 зрителей. После выхода фильма молодежь заболела карате. Повсюду создавались секции — сначала в спортзалах ПТУ, а потом в школах и вузах.

 
— Талгат Нигматулин отправился в Ташкент навестить родню матери. Повел родственницу в кинотеатр на «Пиратов...», а в кассе на неделю вперед все распродано! — вспоминал Дуров. — Пришлось брать билеты у спекулянтов — вместо 30 копеек он заплатил 15 рублей.

Затем были роли и в других фильмах. Это - внешне сдержанный, замкнутый Назар в «Провинциальном романе», опытный и изворотливый капитан разведывательной шхуны в фильме «Право на выстрел», Индеец Джо в «Приключениях Тома Сойера», Самат в картине «Волчья яма» - человек, много напутавший в своей жизни и жизни близких ему людей, но находящий в себе силы вырваться из «волчьей ямы» преступников.
Эти образы свидетельствуют: Нигматулин - актер широкого исполнительского диапазона. В каждой, даже небольшой роли он стремился найти побудительные мотивы поступков своего героя, сделать образ убедительным и объемным. Вспомним хотя бы его самурая - смертника в фильме «Приказ:перейти границу». В исполнении Нигматулина фанатик, превращенный в запрограммированную на убийство и гибель машину, - фигура одновременно и страшная и жалкая.
Друзья и знакомые знали Талгата как доброжелательного, открытого, компанейского человека. У него не было врагов.
Второй женой Нигматулина стала Халида Хасанова. Этот неофициальный брак продлился семь лет и стал самым долгим в жизни Талгата. «Меня поражало, как красиво, правильно и литературно Талгат говорил по-русски, - вспоминает Халима Хасанова. У них родился сын Саид.
Халима позже рассказывала: «Когда расставались, меня душила тоска. Не покидало чувство, что я отдаю его в ненадёжные руки. Так и не поняла, почему он связался с сектой, чего ему не хватало. Знаю только, что, когда эти мошенники увидели мою фотографию, они уговорили Талгата расстаться со мной. Я умоляла его сделать выбор, пока он не исковеркал свою жизнь, но напрасно. Я один раз видела этих сектантов. Они поразили меня своей убогостью, ущербностью. Талгат среди них был как ясное солнце…»
На съемках фильма «Провинциальный роман» режиссера Убукеева, где Талгат Нигматулин играл главную роль, его партнершей по съемочной площадке была девушка с именем – Венера Ибрагимова. Когда Венера снималась в очередном фильме, к ней приехал Талгат на старом «Москвиче», который был буквально завален цветами, и увез ее в ЗАГС. Так она стала Нигматулиной.
Это была по всем меркам актерская семья. Они изредка виделись в перерывах между съемками, жили скромно, но счастливо. В этом браке родилась дочь, которую по обоюдному согласию назвали Линдой. Так звали жену Брюса Ли, перед которым преклонялся Талгат. А его жена Венера была ярой фанаткой звездной пары Пола и Линды Маккартни.
В 1978 году Талгат заканчивает сценарное отделение ВКСР при Госкино СССР.

     

Талгат не ограничивается только съёмкой в кино и занятиями каратэ, он пишет стихи, прозу, ставит фильмы. Появляется и ещё одно увлечение - познание себя. В то время большую популярность получила секта под руководством Абая Борубаева и Мурзы Кымбатбаева. Среди их почитателей оказался и Талгат Нигматулин, с которыми он познакомился после премьеры одного из своих фильмов. Для известного актёра, как и для многих других, они стали духовными наставниками.
По словам местных жителей, приезжающие к Мирзе люди нередко были, учеными, кандидатами наук – технических и медицинских. И односельчанам было стыдно, что Мирзу, которого на родине никто не уважал, приезжие сделали легендарным героем. Приезжали молодые люди, студенты и студентки. Все жили у Мирзы, купались в арыке. Даже порядочная корова, по словам местных, не ляжет там, где лежали гости Мирзы и Абая.
В 1981 году Талгат нашёл деньги на режиссёрский дебют – десятиминутный фильм "Эхо", в котором он снял Мирзу и Абая.
В начале февраля 1985 года в «школе» Мирзы и Абая произошёл раскол: несколько учеников из Вильнюса решили основать собственную секту. Для выяснения обстановки на место выехал сам Абай. Он решил пригласить к себе Нигматулина, чтобы тот «разобрался» с непокорными. Талгат в те дни собирался выехать в Кишинёв, досняться в фильме "Жизнь и бессмертие Сергея Лазо", а заодно и показать свой короткометражный фильм про Абая и Мирзу. Но отложил поездку на несколько дней и приехал в Вильнюс.
В ночь с 10 на 11 февраля 1985 года в центре Вильнюса, Абай пригласил Нигматулина, чтобы тот в доме № 49 на улице Ленина, в квартире художника Андрюса «выколотил» деньги из непокорных, но Талгат отказался участвовать в рэкете. Талгат пытался успокоить своих «товарищей», но те его не слушали. Более того, стали его называть предателем. Абай и его ученики устроили в доме драку. Нигматулин был единственным, кто не бил хозяина дома, а затем он вообще ушёл оттуда, но вскоре вернулся. Абай перевёл всю свою злость на него. Пять человек с особой жестокостью избивали руками и ногами не сопротивлявшегося чемпиона по карате.
Его убивали восемь часов. Сломали нос, ребра, разбили голову. Он долго терпел, наконец, уже не в силах сдерживаться, отчаянно закричал: «Мама!» Когда актер потерял сознание, его отволокли в ванную.
Утром слышавшие шум соседи вызвали наряд милиции: «Мы осмотрим квартиру. В отделение поступил сигнал, что здесь была драка, соседи слышали крики». «Пожалуйста, проходите, — пригласил хозяин и принялся возражать: — Что вы, какая драка? Я художник. У меня сегодня гости, они приехали издалека, из самой Киргизии. Расслабились, выпили, немного пошумели. Простите!» Милиционеры прошли в гостиную, окинули взглядом сидевших за столом мужчин: «Ведите себя тише», и ушли, не осмотрев квартиру. В это время в ванной от многочисленных ран умирал Талгат Нигматулин. Его смерть наступила к полудню от «несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов». На теле актёра позже было обнаружено 119 травм.
Как следует из материалов уголовного дела, четверо свидетелей расправы имели высшее образование и, как следует из протоколов допросов, их объединяло с основными участниками убийства стремление служить добру и людям путём создания лаборатории по изучению скрытых способностей человека". Суд приговорил Абая Борубаева к 14 годам, Мирзу Кымбатбаева к 10 годам, остальных участников преступления к разным срокам заключения.
Талгат Нигматулин был убит 11 февраля 1985 года. Последней работой Нигматулина в кино стал фильм Семена Арановича «Противостояние». После окончания съемок актера спросили, не боится ли он погибнуть, поскольку на площадке часто рискует жизнью. «Нет, — ответил актер. — Но если погибну, надеюсь, люди меня не забудут и кто-нибудь в память обо мне зажжет свечу».
Абай Борубаев был позже убит при невыясненных обстоятельствах во время отбывания тюремного заключения. Один из его подельников сошел с ума во время следствия.
Поскольку тело актёра было сильно изуродовано, жена Венера вопреки мусульманским законам приняла решение кремировать. Процедуру кремации провели в Каунасе. Прах Талгата захоронили в Ташкенте на кладбище "Чилонзор Ота".

 

Художник Вячеслав Ахунов, друживший с Талгатом Нигматулиным, рассказывал: «Я не согласен с теми, кто утверждал, будто бы Талгат сам шел навстречу гибели или желал страданий. Нет, он лишь стремился к совершенству. Особенно больно, что незадолго до смерти он почти совсем отошел от мистики, ушел из секты, искал смысл только в творчестве и любви. Нечаянный возврат к прошлому погубил его жизнь. Но не омрачил ни славу, ни память о нем. Он был как сверкающий метеор, сгоревший в огне страстей и душевных метаний, совсем немного не долетев до рассвета, до горизонта».
В 2000 году Тадеуш Касьянов и Николай Еременко решили снять продолжение «Пиратов ХХ века». Съемки отложили из-за проблем с финансированием. А в 2001 году не стало Николая Еременко.
В 2001 году улица в Кызыл-Кие, где родился актёр, переименована в улицу Талгата Нигматулина.
Линда Нигматулина живет в Москве, много снимается в кино, поет. А ее мама Венера осталась жить в Казахстане. Там она звезда первой величины: снимается в кино, выступает на эстраде.
Сын Нигматулина и Халимы Хасановой - Саид окончил ВГИК, как и его отец, стал актером. Снимался в сериале «Моя граница», сыграл Ихтиандра в ремейке фильма «Человек-амфибия».
Кроме того, Саид преподает во ВГИКе сценическое движение, верховую езду и фехтование.

Фильмография:
1. Её имя Весна - 1969
2. Ночь на 14-й параллели - 1971
3. Седьмая пуля - 1972
4. Вооружён и очень опасен - 1977
5. Время и герои Франсиса Брет Гарта - 1977
6. Пираты XX века - 1979 - Салех
7. Право на выстрел - 1981
8. Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна - 1981 - индеец Джо
9. Государственная граница. Фильм 3-й: Восточный рубеж - 1982
10. Приказ: перейти границу - 1982 - японский смертник
11. Волчья яма - 1983
12. Один и без оружия - 1984
13. Противостояние – 1985

Информация с сайта:
http://mytashkent.uz/2010/03/01/nigmatulin-talgat-kadyirovich/


Любое использование материалов допускается только с письменного согласия Представительства РТ в РУз при наличии гиперссылки на портал Представительства РТ в РУз (prtuz.tatarstan.ru)

Последнее обновление: 10 февраля 2021 г., 11:16

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International